Госдума приняла в 1-м чтении четвертый антимонопольный пакет

Госдума сегодня приняла в первом чтении четвертый антимонопольный пакет, направленный на развитие конкуренции и совершенствования антимонопольной политики.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, представляя внесенный правительством законопроект, напомнил, что работа над ним велась в течение трех лет совместно с предпринимательским сообществом, общественными организациями и экспертам. “Основная составляющая” четвертого антимонопольного пакета, по его словам, связана с ликвидацией избыточных полномочий и функций. Документ учитывает и рекомендации экспертов Организации стран экономического сотрудничества, отметил глава ФАС.

В целях предотвращения ситуаций, подобных “пикалевскому синдрому”, по его словам, правительству предлагается предоставить право выпускать спецразрешения, урегулирующие такие ситуации. “То есть, правила недискриминационного доступа на определенное время для того, чтобы цепочка заработала. Чтобы люди получали зарплату, чтобы тепло пошло в дома, чтобы электрическая энергия поступала по проводам потребителям, в том числе к российским гражданам, когда все это остановлено и заморожено”, – пояснил Артемьев.

Проект закона исключает из сферы действия антимонопольного законодательства отношения на трансграничных рынках, осуществление контроля на которых теперь относится к компетенции Евразийской экономической комиссии. Исключается возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35 проц, за исключением случаев коллективного доминирования, а также случаев, прямо предусмотренных законодательством. Уточняются критерии допустимости “вертикальных” соглашений. Такие соглашения будут допустимы, если ни продавец, ни покупатель не превышает долю в размере 20 проц на рынке товара, являющегося предметом “вертикального” соглашения.

Из сферы компетенции ФАС исключаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, связанные с ущемлением интересов граждан и организаций, в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Допускаются согласованные действия хозяйствующих субъектов в рамках соглашений о совместной деятельности, заключенных с предварительного согласия антимонопольного органа. Перечень информации, представляемой в антимонопольный орган по его мотивированному требованию, дополняется информацией, составляющей налоговую тайну.

Проект закона уточняет понятие “картель” и устанавливает запрет на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий без предварительного согласия ФАС России. Картелем признаются не только соглашения хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном и том же товарном рынке, но и хозяйствующих субъектов, осуществляющих их приобретение, то есть являющихся конкурентами в сфере потребления таких товаров /картель покупателей/.

Четвертый антимонопольный пакет направлен на существенное сокращение административного вмешательства в хозяйственную деятельность участников рынка и снижение административной нагрузки на бизнес. Но при одновременном ужесточении контроля за сделками внутри групп компаний и соблюдении правил недискриминационного доступа.

bg
ПОЛУЧИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ